Сегодня весь день прошел в мыслях о творчестве. Есть у нас один такой спецкурс по пятницам, где нам рассказывают о философии творчества, о том, что думали те или иные мыслители о месте Художника в мире, о том, как он создает, что он чувствует, когда создает. Например, сегодня мы проходили "Портрет" Гоголя - простое произведение о бедном художнике, купившем на последние деньги портрет старика с невообразимо живыми, настоящими глазами. Из-за портрета художник разбогател и бросился во все тяжкие, писал ненастоящие портреты людей высшего света и в итоге понял, что потерял свой талант. И о другом художнике, который, поняв, что его талант начинает работать на дьявола, ушел в монастырь, решив, что так очистится его творчество. И действительно, после годов, проведенных в монастыре, в пустыне, в аскетизме, голоде, святые, которых он стал писать, казались божественными.
Идея проста и достаточно однозначна - есть у Художника свобода выбора между добром и злом. Он может обратить свою силу как к Богу, так и к дьяволу. Если он пойдет на поводу у дьявола, он потеряет свой талант.
Другая мысль. Стала смотреть Висконти "Смерть в Венеции". И там прозвучала фраза: "Художник похож на охотника, стреляющего в темноту". Я поняла это как невозможность знать результат творчества. Даже если есть какая-то идея, ты никогда не знаешь, каким произведение получится в итоге. Особенно в музыке. Может быть, поэтому так тяжело бывает? Ну, муки творчества, все дела. Мы же любим знать все наперед и злимся, если мешают нашим планам. Так как же мы тогда творим?
Задавшись всеми этими вопросами, я вышла на балкон и была потрясена тем, что на улице идет снег. Не было видно домов на соседней улице. Многочисленные дорожки под нашей общагой были усеяны черными следами. Фонарь через дорогу освещал падающие хлопья. Деревья отбрасывали тени в разные стороны.