Определения философии религии
читать дальше1) Философия религии – свободное исследование
предельных оснований религии, сущности религии и религиозных феноменов в их
соотношении с явлениями культуры и предельными основаниями бытия, познания,
нравственности. (А также
исследование возможности создать всеобщую теорию религий, единую методологию
для всех религиоведческих дисциплин). Никонов лекция.
2) Философия религии в самом широком смысле слова означает
достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса
суждения относительно религии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых
теми или иными религиями решений онто-теологических, этико-антропологических и
сотериологических проблем. (Ср.: «В широком смысле философия религии –
применение философского рассмотрения (умозрения) к феномену религии»).
Философия религии в узком и собственном
смысле обозначает самостоятельную философскую дисциплину, предметом которой
является религия. (Ср.: «Философия религии в узком смысле имеет свой собственный
предмет и метод. Обособившаяся философская дисциплина»).
Впервые термин «философия религии» появился в Германии в кон. 18 в.;
его направленность четко раскрывает название работы Канта «Религия в пределах
только разума». Религия выступает здесь как предмет философского осмысления в
качестве одного из феноменов культуры наряду с наукой, правом, искусством и т.
д. В том случае, когда религия становится предметом философского анализа,
критики и оценки с позиций разработанных наукой методов и теорий, философия
религии конституируется как составная часть «науки о религии», или религиоведения,
наряду с такими дисциплинами, как психология, социология и история религии.
В И Гараджа, Л Н Митрохин. Новая философская энциклопедия.
3) Философия религии – совокупность философских
понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение и понимание
объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется
под углом зрения какого-либо субординирующего принципа – натурализма, материализма,
экзистенциализма, феноменологии, прагматизма, позитивизма, лингвистической
философии, психоанализа. Учебник «Основы религиоведения» под ред. Яблокова.
4)Философия религии – совокупность актуальных и
потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций её
природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога,
философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку. Кимелев
Ю.А. Философия религии. Систематический очерк.
Философия религии включает 3 элемента: религиозную теологию (атеологию),
философскую (или религиозную?) антропологию (иррелигиозную) и философское
религиоведение. Лекция
3 подхода к философии религии:
1) религиозно-апологетический; 2) атеистический; 3) дескриптивно-аналитический.
Лекция, 1 семестр
Определения религии
этимология
1) Соловьев
2) Флоренский
3) Булгаков
4) Маркс
5) Энгельс
6) Фрейд
7) Юнг
8) Фромм
9) Кант (3 штуки)
Этимология.
Цицерон производил термин religio от латинского relegere – идти назад, возвращаться,
снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характеризовал религию
как богобоязненность, страх, почитание богов, тщательное обдумывание всего
того, что имеет отношение к этому почитанию. Христианский апологет Лактанций,
напротив, полагал, что слово religio
происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать,
привязывать, сковывать – и применительно к религии означает связывание, узы,
соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. (re –снова, ligo – соединять). По Августину слово religio происходит от сочетания слов re (снова) eligere (избирать).
1) Соловьев, «Чтения о богочеловечестве»
Кратко: «Религия есть воссоединение
человека и мира с безусловным и всецелым Началом. <...> Воссоединение,
или религия, состоит в приведении всех стихий человеческого бытия, всех частных
начал и сил человечества в правильное отношение к безусловному центральному
Началу, а через Него и в Нём к правильному согласному отношению их между
собою». Религия, согласно Владимиру Соловьёву, «есть связь человека и мира с
безусловным началом и средоточием всего существующего».
Полностью: Религия есть воссоединение
человека и мира с безусловным и всецелым началом. Это начало, как всецелое или
всеобъемлющее, ничего не исключает, а потому истинное воссоединение с ним,
истинная религия не может исключать, или подавлять, или насильственно подчинять
себе какой бы то ни было элемент, какую бы то ни было живую силу в человеке и
его мире. Воссоединение, или религия, состоит в приведении всех стихий
человеческого бытия, всех частных начал и сил человечества в правильное
отношение к безусловному центральному началу, а через него и в нем к
правильному согласному отношению их между собою.
Религия, говоря вообще и отвлеченно,
есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего
существующего. Очевидно, что если признавать действительность такого
безусловного начала, то им должны определяться все интересы, все содержание
человеческой жизни и сознания, от него должно зависеть и к нему относиться все
существенное в том, что человек делает, познает и производит. Если допускать
безусловное средоточие, то все точки жизненного круга должны соединяться с ним
равными лучами. Только тогда является единство, цельность и согласие в жизни и
сознании человека, только тогда все его дела и страдания в большой и малой
жизни превращаются из бесцельных и бессмысленных явлений в разумные, внутренно
необходимые события. Совершенно несомненно, что такое всеобъемлющее,
центральное значение должно принадлежать религиозному началу, если вообще
признавать его, и столь же несомненно, что в действительности для современного
цивилизованного человечества, даже для тех в среде его, кто признает
религиозное начало, религия не имеет этого всеобъемлющего и центрального
значения.
2) Флоренский, «Столп и утверждение истины»
Религия
есть -- или, по крайней мере, притязает быть художницей спасения. И дело ее --
спасать... Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в
нем хаоса.
3) Булгаков, «Свет
невечерний»
Итак,
в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть
опознание Бога и переживание связи с Богом. <…> Религиозный опыт в своей
непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни
этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней
только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного
переживания дается мыслью. Чтобы постигнуть религию, познать specificum
религиозного в его своеобразии, нужно изучать жизнь тех, кто является гением в
религии (как и для эстетики, законы красоты установляются ведь не курсами
профессоров эстетики, но творческими созданиями художественного гения). Жизнь
святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии:
письменность, культ, обычай, словом, то, что можно назвать феноменологией
религии, — вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в
познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование.
4) Маркс Zur Kritik der
Hegelschen Rechtsphilosophie, SS. 384-385. (К критике
гегелевской философии права. Введение). См . статью Энгельса : Die Lage
Englands,особенно S. 485.
«Религия
есть самосознание и самочувствие человека, который или еще не нашел, или уже
потерял самого себя… Это государство, это общество производят религию,
извращенное сознание мира, потому что они сами представляют извращенный мир.
Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компедиум, его
логика в популярной форме, его спиритуалистический point d`honneur, его
энтузиазм, его моральная санкция,его торжественное восполнение, его всеобщее
основание для утешения и оправдания. Она есть фантастическое осуществление
человеческого существа, потому что человеческое существо не имеет еще своего
истинного осуществления. Борьба против религии посредственно есть таким образом
и борьба против того мира, духовным ароматом которого является религия. –
Страдание есть у одних выражение действительного страдания, у других – протест
против действительного страдания. Религия есть вздох угнетенного сознания, чувство
бессердечного мира, а также дух бездушных условий. Она есть опиум народа. –
Уничтожение религиикак иллюзорного счастья народа есть требование
егодействительного счастья. Требование устранения иллюзий относительно своего
состояния есть требование устранения того состояния, которое нуждается в
иллюзиях. Критика религии есть таким образом по существу критика той юдоли
скорби, в которой религия является сиянием святости»
Релилия есть «специфическая форма общественного
сознания, отличительным признаком
которой является фантастическое отражение в
сознании людей господствующих над
ними внешних сил, при
котором земные силы
принимают вид неземных» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 20 –
с. 328
5) Энгельс, «Анти-Дюринг»
Но ведь всякая религия является не
чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором
земные силы принимают форму неземных.
Продолжение, для особо одарённых
(этот кусок он тоже задиктовывал на лекции):
В начале истории объектами этого
отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции
проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения.
<…> Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и
общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же
чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и
подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью.
Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные
силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся
представителями исторических сил <…>
На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных
атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою
очередь, является лишь отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм,
который исторически был последним продуктом греческой вульгарной философии более
поздней эпохи и нашел свое уже готовое воплощение в иудейском, исключительно
национальном боге Ягве. В этой удобной для использования и ко всему
приспособляющейся форме религия может продолжать свое существование как
непосредственная, т. е. эмоциональная форма отношения людей к господствующим
над ними чуждым силам, природным и общественным, до тех пор, пока люди
фактически находятся под властью этих сил.
6) Фрейд, «Будущее одной иллюзии»
Кратко: …религиозные представления суть тезисы, высказывания
о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие
нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.
Полностью, для интереса: Не будем
упускать нить нашего исследования. Так каково же психологическое значение
религиозных представлений, как мы можем их квалифицировать? На такой вопрос
трудно ответить сразу. После отклонения различных формулировок мы остановимся
на одной: религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и
обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое,
чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информируют нас
о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко. Кто
ничего о них не знает, тот крайне невежествен; кто их усвоил, тот вправе
считать себя очень обогатившимся. Существует, естественно, масса подобных
тезисов о разнообразнейших вещах в нашем мире. <…>
Попробуем подойти с той же меркой к религиозным учениям. Если мы поднимем
вопрос, на что опирается их требование верить в них, то получим три ответа, на
удивление плохо между собой согласующиеся. Во-первых, они заслуживают веры,
потому что уже наши предки им верили; во-вторых, мы обладаем свидетельствами,
дошедшими до нас от той самой древности; а в-третьих, поднимать вопросы о доказательности
догматов веры вообще запрещено. Подобные поползновения раньше строжайше
карались, да и сегодня общество с недоброжелательством встречает попытки их возобновления.
7) Юнг, «Психология и религия»
Так как религия, без сомнения, является одним из самых ранних
и наиболее универсальных видов деятельности человеческого ума, то очевидно, что
любого рода психология, затрагивающая вопрос о психологической структуре
человеческой личности, неизбежно сталкивается, по крайней мере, с тем фактом,
что религия является не только социологическим или историческим феноменом, но
имеет личностную значимость для огромного числа индивидов.
Религия является особой установкой человеческого ума, которую
мы можем определить в соответствии с изначальным использованием понятия
«relogio», т.е. внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими
факторами, понятыми как «силы», духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы — и
все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в
своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую
помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных,
осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними.
Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее
особую установку сознания, измененного опытом нуминозного.
8) Фромм, «Психоанализ и религия»
…под религией я понимаю любую разделяемую группой систему
мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и
дающую объект для преданного служения.
9) Кант. 3 штуки
- самое
короткое
Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших
обязанностей как божественных заповедей. («Трактаты и письма, стр. 224)
-основное
Религия — это
не совокупность определенных учений как божественных откровений (такая
совокупность называется богословием), а совокупность всех наших обязанностей
вообще как велений божьих (и субъективно — совокупность максим соблюдения их,
как таковых). Религия ничем не отличается от морали по своему содержанию, т. е.
объекту, ибо она касается долга вообще; ее отличие от морали лишь формальное,
т. е. религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние
на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи
созданной самим разумом идеи бога. Но именно поэтому религия только одна; нет
различных религий, есть лишь различные виды веры в божественное откровение и
его статутарные учения, которые не могут возникать на основе разума, т. е.
существуют различные формы чувственного способа представления о божественной
воле для обеспечения ее влияния на умы людей; среди всех этих форм
христианство, насколько нам известно, наиболее подходящая. («Спор факультетов»,
1798 г.)
- не
наизусть, но близко к тексту
«Между тунгусским шаманом и
европейскими прелатами, управляющими одновременно и церковью и государством,
или (если мы предпочтем вместо вождей и руководителей рассматривать только
приверженцев веры согласно их собственному способу представления) между
совершенно чувственным вогуличем, который лапу медвежьей шкуры утром кладет
себе на голову с короткой молитвой: «Не убей меня до смерти!» — и утонченными
пуританами и индепендентами в Коннектикуте есть, правда, значительное различие
в манере веровать, но отнюдь не в принципе. Ведь что касается последнего, то
все они принад лежат к одному и тому же классу, а именно к классу таких людей,
которые свое служение богу полагают в том, что само по себе не делает никого из
них лучшим (вера в известные статутарные положения или исполнение произвольной
обрядности). Лишь те, кто думает найти истинное служение в умонастроении
благого образа жизни, отличаются от упомянутых выше людей, поскольку переходят
к совершенно иному, более возвышенному, чем первый, принципу. В последнем его
приверженцы познают себя членами (невидимой) церкви, которая обнимает всех
благомыслящих и которая по своему существен ному свойству одна только и может
быть истинно всеобщей. («Религия в пределах только разума»)
Из этого еще надо знать вогулич - это западносибирское племя между Северным
Уралом и низовьями Оби.
Индепенденты
- (по-английски независимые) — приверженцы одного из течений протестантизма в
Англии и ряде других стран (то же, что конгрегационалисты). Оформились в конце
16 в. как левое крыло пуритан. В период Английской революции 17 в.Ч
политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и нового
дворянства. Как политическая партия возглавила восстание против абсолютизма
Стюартов.
Отрывки из Библии
Декалог
Символ веры
Заповеди блаженства
Отрывки из книги Бытия
Первая глава из книги Иова
Отрывок из Евангелия от Иоанна
Последовательность и содержание книг
Ветхого Завета
Последовательность и содержание
Евангелий
Семь
вселенских соборов (Православная церковь)